- ГОСТ Р 50681-94: Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг
Терминология ГОСТ Р 50681-94: Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг оригинал документа:
3.14 «Портфель экскурсовода» - комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии,
Определения термина из разных документов: «Портфель экскурсовода»3.4 Заказчик - предприятие или гражданин-предприниматель, обеспечивающий финансирование проекта туристской услуги.
Определения термина из разных документов: Заказчик3.2. Исполнитель туристской услуги - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, оказывающие туристскую услугу.
Определения термина из разных документов: Исполнитель туристской услуги3.13 Контрольный текст экскурсии - технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам.
Примечание - На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.
Определения термина из разных документов: Контрольный текст экскурсии3.6 Описание туристской услуги - информация об основных характеристиках туристской услуги и условиях обслуживания.
Определения термина из разных документов: Описание туристской услуги5.5 Определение методов контроля качества
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запроектированным характеристикам.
Проектирование контроля качества включает:
- определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;
- определение методов корректировки характеристик услуги;
- определение методов оценки контролируемых характеристик.
5.6 Анализ проекта является завершающим этапом проектирования и имеет целью подтвердить, что:
- характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды;
- требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуг;
- методы контроля качества обеспечивают объективную оценку характеристик процессов обслуживания.
Анализ проекта осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия.
Анализ проекта направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте.
Результатом анализа проекта является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Определения термина из разных документов: Определение методов контроля качества3.3 Потребитель услуги - получатель услуги (турист, экскурсант, предприятие).
Определения термина из разных документов: Потребитель услуги3.8 Программа обслуживания туристов - перечень услуг, достопримечательных объектов и досуговых событий, предоставляемых туристам в определенных последовательности, времени, месте и условиях обслуживания.
Определения термина из разных документов: Программа обслуживания туристов5.8 Проектирование отдельных видов туристских услуг
5.8.1 Проектирование услуги «Туристское путешествие»
Порядок проектирования услуги «Туристское путешествие» предусматривает два этапа: 1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «Туристское путешествие» в соответствии с программой обслуживания туристов; 2) проектирование услуги «Туристское путешествие» в целом.
Проектирование тура, осуществляемое туристским предприятием, предусматривает согласование возможностей туристского предприятия с запросами туристов.
Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляют на основе изучения потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских путешествий и возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе.
Краткое описание услуги «туристское путешествие» конкретизируют в проекте программы обслуживания туристов.
Разработка программы обслуживания включает определение:
- маршрута путешествия;
- перечня туристских предприятий-исполнителей услуги;
- периода предоставления туров каждым предприятием-исполнителем услуги;
- состава экскурсий и достопримечательных объектов;
- перечня туристских походов, прогулок;
- комплекса досуговых мероприятий;
- продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;
- количества туристов, участвующих в путешествии;
- видов транспорта для внутримаршрутных перевозок;
- потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;
- необходимого количества транспортных средств;
- форм и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.
Результатом проектирования услуги «туристское путешествие» являются следующие технологические документы туристского предприятия:
- технологическая карта туристского путешествия (приложение А);
- график загрузки туристского предприятия (приложение Б);
- информационный листок к туристской путевке, который предоставляется потребителю (приложение В).
5.8.2 Проектирование услуги «Туристский поход» предусматривает:
- проведение экспедиционного обследования района и маршрута туристского похода;
- подготовку проектов размещения и оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;
- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;
- определение потребности в инструкторах-методистах по туризму, другом обслуживающем персонале и организацию их подготовки;
- подготовку рекламно-информационных материалов с описанием трассы похода;
- определение мер по безопасности услуги «туристский поход».
Разработка трасс походов должна осуществляться по территориям с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации (ССБТ, стандартам в области охраны природы), а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма.
Документальной основой проектирования услуги «туристский поход» является отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского похода (приложение Г), а также материалы социологического изучения пожеланий туристов по обслуживанию па данной трассе.
Результатом проектирования услуги «Туристский поход» является паспорт трассы туристского похода (приложение Д).
Паспорт трассы туристского похода должен быть согласован с
- органами санитарно-эпидемиологической службы;
- другими организациями, контролирующими перемещение транспортных средств (автоинспекцией, водной инспекцией и т. п.);
- органами управления (собственниками) земельными угодьями, по которым проходит трасса туристского похода.
5.8.3 Проектирование услуги «Экскурсия»
Проектирование услуги «Экскурсия» предусматривает определение:
- тематической направленности;
- объектов осмотра;
- продолжительности экскурсий;
- объема информации;
- формы перемещения по маршруту экскурсии;
- результатов социологического изучения предложений экскурсантов по условиям обслуживания.
Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:
- технологическая карта экскурсии (приложение Е);
- контрольный текст экскурсии;
- материалы «Портфеля экскурсовода»;
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (приложение Ж).
Определения термина из разных документов: Проектирование отдельных видов туристских услуг3.5 Разработчик - предприятие или гражданин-предприниматель, осуществляющий разработку проекта туристской услуги.
Определения термина из разных документов: Разработчик3.12 Технологическая карта туристского путешествия - технологический документ, определяющий содержание программы и условий обслуживания туристов на конкретном маршруте.
Определения термина из разных документов: Технологическая карта туристского путешествия3.11 Технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте.
Примечание - Технологическая карта включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
Определения термина из разных документов: Технологическая карта экскурсии3.7 Тур - набор туристских услуг с конкретными сроками начала и окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному потребителю. В проектировании туристского путешествия тур имеет значение проектировочного модуля.
Определения термина из разных документов: Тур3.10 Туристская трасса - утвержденный и соответствующим образом оборудованный маршрут.
Определения термина из разных документов: Туристская трасса3.1 Туристская услуга - результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (по ГОСТ 28681.0-90 );
Определения термина из разных документов: Туристская услуга3.9 Туристский маршрут - предварительно намеченный путь туристского похода (экскурсии, путешествия), характеризующийся определенным порядком перемещения туристов по географическим точкам.
Определения термина из разных документов: Туристский маршрут5.7 Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия.
Определения термина из разных документов: Утверждение проекта является завершающим этапом проектной разработки
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.